Унесенные ветром Митчелл книга отзыв

«Унесенные ветром» М. Митчелл: роман, покоривший мое сердце навсегда

Если бы мне нужно было выбрать всего одну книгу из всех ранее прочитанных, самую главную, которая больше всего меня тронула, я бы выбрала «Унесенные ветром». Впервые я прочитала легендарный роман Маргарет Митчелл еще будучи студенткой, лет в двадцать. В этом году я перечитывала его уже в третий раз.

Спасибо маме за предоставленную куколку 🙂

Знаете, это была любовь с первой страницы. Когда ты читаешь книгу и понимаешь, что в ней идеально все: сюжет, персонажи, смена событий, построение фраз. Читаешь и наслаждаешься. Думаешь: «Вот! Вот такой должен быть идеальный роман!» Жизнь персонажей витиевато переплетается на фоне исторических событий — Гражданской войны между Югом и Севером в США.

Здесь, на севере Джорджии, небольшой пробел по части тонкостей классического образования не ставился никому в вину, если это искупалось хорошей сноровкой в том, что имело подлинную цену. А цену имело умение вырастить хлопок, хорошо сидеть в седле, метко стрелять, не ударить в грязь лицом в танцах, галантно ухаживать за дамами и оставаться джентльменом даже во хмелю.

Если вы ни разу не читали «Унесенные ветром», то я очень-очень рекомендую вам это сделать — получите большое удовольствие.

Два тома, по 600+ страниц в каждом

А пока я вам расскажу про главных персонажей романа: Скарлетт О’Хара, Ретта Батлера, Мелани Гамильтон и Эшли Уилкса. Но описание самой «яркой звезды» — Скарлетт — оставлю напоследок, а начну, пожалуй, с того, кто вызвал самые трепетные чувства.

Мелани Гамильтон

Мелани — второй главный женский персонаж романа, но в моем сердце она первая. С одной стороны Мелани такая тихоня, «серая мышка» по сравнению с яркой и сносящей все на своем пути как ураган Скарлетт. С другой — Мелани тот самый надежный тыл для всех ее близких: той же Скарлетт, Эшли, тети Питти — для всех. Я бы очень хотела иметь такую подругу как Мелани. Это самый добрый человек на свете. Она видит (или старается видеть) в людях только хорошее. Она не предаст никогда.

Роман «Унесенные ветром» можно рассматривать с разных сторон, и одна из них — это отношения Скарлетт и Мелани. В начале романа Скарлетт ненавидит Мелани, она ее презирает. Ведь Мелани — такая тихая и такая невзрачная, бледная — должна стать женой Эшли Уилкса. Ее Эшли, которого Скарлетт так любит. И тут на пути у нее — самой яркой девушки чуть ли не всего Юга — встает такая простенькая, ничем не примечательная Мелани.

Волею судьбы девушки становятся родственницами — Скарлетт поспешно выходит замуж за брата Мелани — и теперь их судьбы связаны навсегда. Но для Скарлетт в первую очередь связь действует через треугольник «Эшли — Мелани — Скарлетт».

С началом войны девушки начинают жить в одном доме и если Скарлетт просто терпеть не может новоиспеченную родственницу, то Мелани золовку всячески поддерживает.

Вместе они проходят через многие испытания: война, голод, бедность. Постепенно Скарлетт начинает понимать, что именно Мелани — тот надежный тыл и опора, в котором она так нуждается.

Скарлетт О’Хара

Я не стану думать об этом сейчас — это слишком неприятно. Я подумаю об этом завтра.

Скарлетт — самый «живой» и яркий персонаж. Вот сколько в ней хороших черт — смелости, отваги, решительности, — столько же и плохих — зависти, недалекости, в чем-то глупости. За ней очень интересно наблюдать, смотреть как развивается персонаж. Из юной девушки-кокетки, первой красавицы всей округи, она превращается в сильную и волевую женщину.

Зеленые глаза — беспокойные, яркие (о, сколько в них было своенравия и огня!) — вступали в спор с учтивой светской сдержанностью манер, выдавая подлинную сущность этой натуры. Манеры были результатом нежных наставлений матери и более суровых нахлобучек Мамушки. Глаза дала ей природа.

В течение романа описывается относительно небольшой промежуток ее жизни: с 16 до 28 лет. И за этот период на ее долю выпало много событий, где-то радостных, но больше трагических: Гражданская война Юга и Севера, рождение детей, замужества, похороны близких людей, расставания, голод, неразделенная любовь. Не каждый такое сможет выдержать, а тем более юная девушка, единственная забота которой в начале романа — выбрать платье и шляпку, подходящие под цвет глаз.

Скарлетт не испытывала доверия ни к одной женщине на свете и считала, что все они, кроме ее матери, руководствуются всегда исключительно эгоистическими побуждениями.

Если я еще раз услышу про войну, я уйду в дом. И можно было не сомневаться, что она сдержит слово. Ибо Скарлетт не выносила разговоров, главной темой которых не являлась она сама.

В унылых сумерках угасавшего зимнего дня Скарлетт подошла к концу того длинного пути, на который ступила в ночь падения Атланты. Тогда она была избалованной, эгоистичной, неопытной девушкой, юной, пылкой, исполненной изумления перед жизнью. Сейчас, в конце пути, от этой девушки не осталось ничего. Голод и тяжкий труд, страх и постоянное напряжение всех сил, ужасы войны и ужасы Реконструкции отняли у нее теплоту души, и юность, и мягкость. Душа ее затвердела и словно покрылась корой, которая постепенно, из месяца в месяц, слой за слоем, все утолщалась.

Чему я хотела бы поучиться у Скарлетт О’Хара, так это стойкости. Она как молодое дерево сгибается под напором сильного ветра, но не вырывается из земли с корнем. Какое бы горе не происходило в ее жизни, она снова и снова находит в себе силы жить, любить и верить в будущее.

Вот он, конец пути: старость, болезни, голодные рты, беспомощные руки, цепляющиеся за ее подол. И она, Скарлетт О’Хара Гамильтон, вдова девятнадцати лет от роду, одна, одна с малюткой сыном.

Нет, не хочет она, чтобы дети ее росли среди этого разгула ненависти и неуверенности в завтрашнем дне, среди ожесточения и насилия, способных прорваться в любую секунду, среди бедности, тяжких невзгод, ненадежности. Не хочет она, чтобы ее дети знали такое. Ей нужен прочный, упорядоченный мир, чтобы она могла спокойно смотреть вперед и знать, что ее детям обеспечено безопасное будущее, — мир, где ее дети будут жить в тепле, обласканные, хорошо одетые, сытые.

Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний.

А вот чего Скарлетт не хватает, так это чуткости по отношению к ближним и доброты. Только к концу романа она понимает как дорога для нее Мелани, хотя как много раз до этого она желала ей смерти. Она так и не смогла понять Эшли. Всю юность она любила не столько его самого, сколько созданный у себя в голове его образ.

Да и к Ретту она не смогла найти подход. Хотя именно с ним могла бы быть очень счастлива. Именно про пару Скарлетт + Ретт можно сказать «два сапога — пара».

И кроме того — теперь, вдали от Тары, в ней уже пробуждалась мучительная тоска по дому — по красным вспаханным полям, и по зеленым всходам хлопка, и по благоуханной тишине вечерних сумерек. Впервые она начинала смутно прозревать, что имел в виду Джералд, говоря о любви к этой земле, которая у нее в крови.

Почему никого и ничто не способна она так бескорыстно, так самозабвенно любить? Эти мысли породили в ней чувство одиночества, которого она дотоле не испытывала. Сначала она хотела отмахнуться от них, заглушить их в душе, но обманывать себя — удел натур слабых, и ей это было несвойственно.

Эшли Уилкс

Эшли — второй главный мужской персонаж романа. Он родом из почитаемой на Юге семьи Уилксов. Скромный интеллигент. Восхищается искусством, литературой, поэзией, природой. «Мясорубка» войны ломает его. Эшли теряет смысл своего существования. Мыслями он живет в прошлом.

По семейной традиции Эшли женится на своей кузине Мелани Гамильтон. Они с Мелани очень похожи: мечтательны, скромны, добры и деликатны. Мелани искренее любит Эшли и заботится о нем. Эшли тоже любит Мелани, но часть его сердца принадлежит Скарлетт. Именно Скарлетт он восхищается, именно ее он желает.

Он никогда не домогался ее любви и в его ясном сером взоре никогда не вспыхивало того пламени, которое она привыкла подмечать в обращенных на нее взглядах других мужчин. И все же… все же… она знала, что он любит ее. Тут она ошибаться не могла. Ей говорил это ее инстинкт — тот, что проницательнее рассудка и мудрее жизненного опыта.

Может ли он быть с ней? Нет. Отпускает он ее? Тоже нет.

Она была молода, избалованна, она еще не знала поражений и ни секунды не сомневалась в том, что рано или поздно Эшли попросит ее стать его женой.

Эшли — слабый мужчина. Он не может взять свою жизнь в свои же руки. Плывет по течению. Он не может подстроиться под новые времена. Его тело живет сейчас, но его душа осталась в прошлом.

В сознании ее где-то таилась мысль, что если бы она поняла Эшли, она бы никогда его не полюбила, а вот если бы поняла Ретта, то никогда не потеряла бы его.

Ретт Батлер

Ретт — мужчина «огонь». Сильный, властный, волевой. Идет против всех. Плюет на мнение других. При этом для любимых людей готов на все. С нежностью и заботой относится к Мелани, как к сестре. С первых же минут встречи влюбляется в Скарлетт. Хочет ее завоевать. Такой мужчина может «горы свернуть» для любимой. Но, к сожалению, Скарлетт не может его понять, не хочет идти ему навстречу, где-то уступить, где-то быть ласковее. Это все и рушит.

— Я люблю вас, Скарлетт, потому что мы с вами такие родственные души. Мы оба отступники, моя дорогая, и низкие себялюбцы. Плевать мы хотели на все на свете — лишь бы нам самим было хорошо, а там пропади все пропадом.

Она почувствовала какое-то легкое прикосновение к своим волосам и смятенно подумала, что, верно, он коснулся их губами. Она хотела бы никогда не покидать его объятий — они были так надежны, так нежны. Под защитой этих сильных рук с ней не может приключиться никакой беды.

Когда Ретт был рядом, она ничего не боялась: ни пожаров, ни взрывов, ни янки.

Особенно трогательно Ретт открывается в роли заботливого отца. Он идет на все ради дочки Бонни. Он налаживает отношения со «старой гвардией», лишь бы дочку принимали в лучших домах Атланты. Он одаривает Бонни нарядами, игрушками и даже покупает ей собственного пони…

Уверенный в поражении Юга, Ретт все же принимает участие в Гражданской войне. С одной стороны он сколачивает состояние, поставляя товары на своих кораблях, с другой — проявляет свои патриотические чувства.

Другие персонажи

Конечно, в таком большой двухтомном романе еще полным-полно других персонажей, помимо главной четверки: Скарлетт-Ретт-Эшли-Мелани. Это и ворчливая, но заботливая Мамушка — главная няня и горничная поместья семьи О’Хара. Это и соседские семьи: Тарлтоны, Уилксы, Гамильтоны. Это и семья Скарлетт: отец Джеральд, мать Эллин, сестры Сьюлин и Кэррин.

Земля — единственное на свете, что имеет ценность, — воскликнул Джералд, вне себя от возмущения воздев над головой свои короткие руки, словно призывая небо в свидетели, — потому что она — единственное, что вечно, и не мешало бы тебе зарубить это на носу! Единственное, ради чего стоит трудиться, за что стоит бороться… и умереть!

Когда женщина не может плакать, это страшно.

BLM

В 2013 году в Америке зародилось движение BLM (Black Lives Matter, перевод «Жизни чёрных важны»).

Суд присяжных во Флориде оправдал Джорджа Циммермана, обвинявшегося в убийстве афроамериканского подростка Трейвона Мартина. В качестве несогласия с оправдательным приговором и было создано онлайн-движение с использованием хештега #BlackLivesMatter в социальных медиа.

Спустя время в 2020 году после убийства афроамериканца Джорджа Флойда полицейским Дереком Шовиным движение вспыхнуло вновь. В США начались массовые акции протеста.

Как это связано с книгой? А вот как. В 1939 году вышел легендарный одноименный фильм с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях. А в 2020 году, спустя 81 (!) год крупная стриминговая платформа HBO Max исключила его из своего каталога, т.к. в картине освещается вопрос рабства чернокожих.

По словам представителя HBO Max, картина «изображает некоторые этические и расовые предрассудки, которые, к сожалению, были распространенным явлением в американском обществе».

Вот некоторые цитаты из книги, которые показывают отношение к рабам.

Высокий негр, примерно одного с близнецами возраста, запыхавшись, выбежал из-за угла дома и бросился к коновязи. Джимс был их личным слугой и вместе с собаками сопровождал их повсюду. Он был неразлучным товарищем их детских игр, а когда им исполнилось десять лет, они получили его в собственность в виде подарка ко дню рождения.

— Не-е, сэр, мистер Брент! Вы уж скажете! Да чтоб я стал подслушивать за белыми господами!

— А то нет, черт побери! У вас, черномазых, всегда ушки на макушке! Я же видел, как ты, врунишка, слонялся вокруг крыльца и прятался за жасминовым кустом у стены.

Если мальчишка не проявлял способностей ни в одном из ремесел, его посылали работать в поле, и он в глазах негров-слуг терял всякое право на привилегированное положение и попадал в разряд обыкновенных рабов.

Что сказать? Конечно, это ужасно, что когда-то одни люди были рабами у других. Но это История. Книги и фильмы, частично или полностью основанные на реальных событиях, показывают нам Историю. Как все было. Была Гражданская война в США? Да, была. Рабство было? Да, было. Плохо это все? Да, плохо. Но стоит ли забывать или «закрывать глаза» на прошлое? Нет, мне кажется, не стоит. Мы должны знать как жили наши предки, чтобы учиться на их ошибках.

Справедливо ли отменять фильм или книгу, созданные более 80 лет назад, из-за того, что они не подходят под повестку текущего дня?

Экранизация

Роман «Унесенные ветром» вышел в печать в 1936 году. В первые же месяцы тиража было раскуплено более 1 миллиона экземпляров, а в 1937 году автор получила Пулитцеровскую премию. В 1939 году вышла одноименная картина.

Маргарет Митчелл передала права на экранизацию продюсеру Дэвиду Селзнику за 50 000 $. Режиссером ленты стал Виктор Флеминг.

Премьера состоялась 15 декабря 1939 года в Атланте — там, где разворачивается основное действие сюжета романа.

Фильм получил 8 премий «Оскар».

Спасибо за прочтение! Также приглашаю вас в мой канал в Телеграм: «Книготей| Про жизнь и книги, которые делают её лучше». Присоединяйтесь 😉

Поделиться

Добавить комментарий